Педагогам

Суицидальное, самоповреждающее поведение.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

  1. Какие особенности в поведении учащихся могут насторожить педагога
  • устойчивое, в течение 2-х недель снижение настроения.
  • резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и успеваемости.
  • внезапные немотивируемые постоянные пропуски занятий.
  • любые резкие изменения в поведении (например, стал неряшлевый,

 перестал  разговаривать с товарищами на учебе: стал вялым, апатичным              и замкнутым или наоборот: импульсивным и эмоциональным; потеря интереса к тому, чем ранее любил заниматься; стремится к тому, чтобы оставили                в покое и т.д.

  • прямые: « Я подумываю о самоубийстве» или « Было бы лучше умереть» , или « Я не хочу больше жить» и другие.

косвенные: « Вам не придется больше обо мне заботиться» или «Мне все надоело», или  «Все пожалеют, когда я умру»  и другие заявления о желании умереть, убить себя, нежелание продолжать жить ( на это необходимо обращать внимание, даже если эти заявления, на взгляд педагога, носят демонстративный или шуточный характер.

  • поглощенность темой смерти (рассказы или разговоры на тему смерти, символика смерти в тетрадях и т.д.
  • немотивированное агрессивное поведение или реакции вербальные или невербальные. Повышенная раздражительность (зачастую из-за мелочей), враждебность или сильная тревога.
  • самоповреждающее поведение, например: порезы на руках, внезапный интерес к большому количеству татуировок , многократно сделанный пирсинг и др.)
  • рискованное поведение: фотографирование себя селфи в опасном месте, пробегание перед проезжающими автомобилями, лазание и различные трюки на крышах домов и т.д.
  • участие в различных группах, посвященных теме смерти и раскованному поведению.

  1. Ситуации в жизни учащегося, требующие повышенного внимания со стороны педагога
  • несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • смерть значимых родственников или друзей
  • отвержение правил или социальная изоляция в отношениях с одноклассниками.
  • тяжелое заболевание самого ученика, значимых родственников или друзей (например: онкология, СПИД, туберкуле , гепатит и др)
  • случаи суицида (попытки в ближайшем окружении, а также со стороны значимых родственников или друзей)
  • личная неудача учащегося на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия.

Не все из вышеперечисленных признаков присутствуют одновременно. Однако наличие одного или двух признаков указывают на то, что учащемуся нужна помощь специалиста

Что делать если вы заметили у учащегося  признаки суицидального поведения

  1. Если вы заметили хоть один из признаков суицидального поведения или получили информацию от третьих лиц, не спешите делать выводы о суицидальном поведении.
  2. Понаблюдайте дополнительно за учеником, ненавязчиво «между делом» поинтересуйтесь как у него дела, что с ним происходит?
  3. Узнайте у других педагогов, наблюдаются ли у ученика указанные признаки, но не сообщайте им зачем вы интересуетесь об этом.
  4. Поговорите с обучающимся, обсудите с ним то, что вас как педагога беспокоит.

Что делать, если вы точно знаете, что у обучающегося суицидальное поведение?

  1. Оперативно сообщите директору образовательного учреждения с целью принятия управленческих решений по дальнейшей индивидуальной работе с учащимся.
  2. По согласованию с руководителем оперативно сообщите под роспись родителей учащегося о возможном риске суицидального поведения.
  3. Разработка совместно с руководителем образовательного учреждения, психологом, классным руководителем, родителями совместного индивидуального сопровождения учащегося в процессе обучения.

Основные принципы разговора с обучающимся.

1.Используйте спокойный, доброжелательный тон.

  1. Избегайте оценивания, осуждения и нравоучения.
  2. Дайте понять, что вы беспокоитесь о его безопасности, а не пытаетесь учить жизни.

4.Важно сообщить, что вы очень цените его откровенность, ведь, чтобы поделиться своими чувствами со мной, тебе требуется много мужества.

  1. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать ученику прямой вопрос : «Ты думаешь о самоубийстве?» ( он не приведёт к подобной мысли, если её у человека не было, наоборот, если он думает о самоубийстве, и наконец находит кого-то, кому не безразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему даётся возможность понять свои чувства.
  2. Предоставьте учащемуся возможность высказаться, поделиться своими переживаниями и ощущениями по поводу мысли о самоубийстве.
  3. Как вы думаете, с каких пор считаете свою жизнь безнадёжной? Почему у вас появилось это чувство? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить собой?

8.Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что остановило вас тогда?

  1. Обсудите с учащимся альтернативный суицидальному поведению вариант действий и к кому обратится за помощью?
  2. Спросите, как бы ученик хотел изменить ситуацию? Какому вмешательству из вне вы могли бы отнестись положительно?
  3. Необходимо сообщить координаты профессиональной помощи педагогов, психологов, кризисных центров.

Дата обновления страницы: 15.12.2022

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728