Суицидальное, самоповреждающее поведение.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
- Какие особенности в поведении учащихся могут насторожить педагога
- устойчивое, в течение 2-х недель снижение настроения.
- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и успеваемости.
- внезапные немотивируемые постоянные пропуски занятий.
- любые резкие изменения в поведении (например, стал неряшлевый,
перестал разговаривать с товарищами на учебе: стал вялым, апатичным и замкнутым или наоборот: импульсивным и эмоциональным; потеря интереса к тому, чем ранее любил заниматься; стремится к тому, чтобы оставили в покое и т.д.
- прямые: « Я подумываю о самоубийстве» или « Было бы лучше умереть» , или « Я не хочу больше жить» и другие.
косвенные: « Вам не придется больше обо мне заботиться» или «Мне все надоело», или «Все пожалеют, когда я умру» и другие заявления о желании умереть, убить себя, нежелание продолжать жить ( на это необходимо обращать внимание, даже если эти заявления, на взгляд педагога, носят демонстративный или шуточный характер.
- поглощенность темой смерти (рассказы или разговоры на тему смерти, символика смерти в тетрадях и т.д.
- немотивированное агрессивное поведение или реакции вербальные или невербальные. Повышенная раздражительность (зачастую из-за мелочей), враждебность или сильная тревога.
- самоповреждающее поведение, например: порезы на руках, внезапный интерес к большому количеству татуировок , многократно сделанный пирсинг и др.)
- рискованное поведение: фотографирование себя селфи в опасном месте, пробегание перед проезжающими автомобилями, лазание и различные трюки на крышах домов и т.д.
- участие в различных группах, посвященных теме смерти и раскованному поведению.
- Ситуации в жизни учащегося, требующие повышенного внимания со стороны педагога
- несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- смерть значимых родственников или друзей
- отвержение правил или социальная изоляция в отношениях с одноклассниками.
- тяжелое заболевание самого ученика, значимых родственников или друзей (например: онкология, СПИД, туберкуле , гепатит и др)
- случаи суицида (попытки в ближайшем окружении, а также со стороны значимых родственников или друзей)
- личная неудача учащегося на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- нежелательная беременность, аборт и его последствия.
Не все из вышеперечисленных признаков присутствуют одновременно. Однако наличие одного или двух признаков указывают на то, что учащемуся нужна помощь специалиста
Что делать если вы заметили у учащегося признаки суицидального поведения
- Если вы заметили хоть один из признаков суицидального поведения или получили информацию от третьих лиц, не спешите делать выводы о суицидальном поведении.
- Понаблюдайте дополнительно за учеником, ненавязчиво «между делом» поинтересуйтесь как у него дела, что с ним происходит?
- Узнайте у других педагогов, наблюдаются ли у ученика указанные признаки, но не сообщайте им зачем вы интересуетесь об этом.
- Поговорите с обучающимся, обсудите с ним то, что вас как педагога беспокоит.
Что делать, если вы точно знаете, что у обучающегося суицидальное поведение?
- Оперативно сообщите директору образовательного учреждения с целью принятия управленческих решений по дальнейшей индивидуальной работе с учащимся.
- По согласованию с руководителем оперативно сообщите под роспись родителей учащегося о возможном риске суицидального поведения.
- Разработка совместно с руководителем образовательного учреждения, психологом, классным руководителем, родителями совместного индивидуального сопровождения учащегося в процессе обучения.
Основные принципы разговора с обучающимся.
1.Используйте спокойный, доброжелательный тон.
- Избегайте оценивания, осуждения и нравоучения.
- Дайте понять, что вы беспокоитесь о его безопасности, а не пытаетесь учить жизни.
4.Важно сообщить, что вы очень цените его откровенность, ведь, чтобы поделиться своими чувствами со мной, тебе требуется много мужества.
- Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать ученику прямой вопрос : «Ты думаешь о самоубийстве?» ( он не приведёт к подобной мысли, если её у человека не было, наоборот, если он думает о самоубийстве, и наконец находит кого-то, кому не безразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему даётся возможность понять свои чувства.
- Предоставьте учащемуся возможность высказаться, поделиться своими переживаниями и ощущениями по поводу мысли о самоубийстве.
- Как вы думаете, с каких пор считаете свою жизнь безнадёжной? Почему у вас появилось это чувство? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить собой?
8.Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что остановило вас тогда?
- Обсудите с учащимся альтернативный суицидальному поведению вариант действий и к кому обратится за помощью?
- Спросите, как бы ученик хотел изменить ситуацию? Какому вмешательству из вне вы могли бы отнестись положительно?
- Необходимо сообщить координаты профессиональной помощи педагогов, психологов, кризисных центров.