Родителям

План работы психолого-педагогической службы

План работы школьного психолога

Памятка для родителей. Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

Памятка для родителей
Кризисные ситуации в жизни подростка:

как пережить их вместе

Уважаемые родители!

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в
которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они
готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней,
скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно
подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное
нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы
обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть
внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия
своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать
любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые
могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать
вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка
ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить
свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
— любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная,
оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная
оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения
ребёнка;
— несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
— ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
— травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны
сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
— тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери,
тяжёлое заболевание);
— разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких
требований, предъявляемых окружением или семьёй;
— неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод
родителей).
Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными
особенностями:
— импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к
непродуманным поступкам);
— перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на
критику, совершенные ошибки, недочёты);
— агрессивное поведение, раздражительность;
— неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости
мышления, инфантильность;
— нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то
«жалким и ничтожным»;
— самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и
неуверенности;
— тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать,
если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему
ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда,
похвала и др.).
— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в
активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в
доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
— Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще
давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от
повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны,
красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи,
приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое
и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
— Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления,
регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него
ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о
подростковых суицидах?»).
— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу,
детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от
ситуации).
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в
оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их
родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в
школе, в компании сверстников.
Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все
нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев
завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был
грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали
этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции
зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто
поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер
«Общаться с ребёнком. Как?»).

Основные принципы разговора с ребёнком,
находящимся в кризисном состоянии

Успокоиться самому.
Уделить всё внимание ребёнку.
Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и
важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда
перестанет говорить он. Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной
поддержки
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь
расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он
убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не
пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось,
чтобы это все поскорее закончилось?»
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из
этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты
сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя
подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние
проходит».

Куда обращаться
в кризисных ситуациях

∙ Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)
8-800-2000-122.
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь
для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

 В Приморском крае:

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока

Муниципальное бюджетное учреждение

8 (423) 244-64-44

korrekciya@bk.ru

г. Владивосток, Океанский пр-кт, 41

(423) 290-20-11 – краевая круглосуточная служба экстренной психологической помощи (Телефон доверия). — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Коррекция» г. Владивостока»

Воспользоваться консультацией медицинского психолога приморцы смогут, не выходя из дома, по телефонам: (423) 240-15-32 или 266-77-15. Звонки принимают в течение рабочей недели: понедельник, среда, пятница с 10 00 до 13 00, вторник, четверг с 17 00 до 20 00.

 В МБОУ СОШ с. Ивановка организована работа Службы медиации
(руководитель Шаповаленко В.Ф.), тел: 8 (42346) 3-11-68

5 шагов помощи ребенку

Дата обновления страницы: 19.10.2021

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031